На Метре реклама - только нормальная. Никакого шок-контента.
Помогайте независимому ресурсу, как он помогает вам. Удачи!

Как я «сгорела» на сделке. Обман, хамство, страх, отчаяние – этапы продажи квартиры на вторичном рынке

  • 17.11.2021
  • 1389

Думаю, у каждого риэлтора есть такая сделка, после которой он серьезно думает, а может ли он работать дальше, оставаться в профессии? Я так сильно вложилась в участников сделки с эмоциональной стороны, что мне нужна была пауза, чтобы серьезно подумать над своим будущим.

Анна Негмеджанова, специалист по недвижимости АН «Новосёл»

Август, 2019 год. Я в то время начинающий специалист. Занимаюсь подбором вариантов вторички в Верх-Исетском районе Екатеринбурга. Попадается предложение, 1-комнатная квартира, не студия, не комната, а именно отдельная квартира, и всего 18 кв. м. Мы с клиентом приходим смотреть. Нас встречает милая женщина. Завязывается разговор. Почти полгода она продает эту квартиру с другим агентом. Но агент якобы уехала в отпуск, и потом перестала выходить на связь. Я ее поняла… И в итоге женщина становится моей клиенткой.

Испытание водой

Выходим в рекламу. Я езжу на показы почти каждый день. Доходило до того, что через день по 3-4 показа. Покупателей цепляла цена. Так часто я ни один объект не показывала. Но вот проходит уже две недели, а аванса все нет.

Что из себя представляла квартира? Когда-то это было нежилое помещение в малосемейном общежитии. Клиентка получила его от завода, на котором отработала много лет. И в этом помещении размещался кабинет коменданта общежития. Первый этаж. Справа от двери - электрощитовая для всего здания. Слева – вход в подвал. Окна выходят на разгрузочно-погрузочную зону магазина. Жилая площадь всего 18 кв. м, но в квартире есть и кухня, и спальня, и санузел.

Есть и плюсы. Во-первых, низкая цена. В 2019 году мы хотели за нее 1 600 000 руб. У квартиры не было соседей ни справа, ни слева. И состояние помещения было хорошее, сантехника новая, свежий ремонт. В общем, неплохое предложение за свои деньги. Но вот почему-то все никак…

Хозяйка квартиры увлекалась духовными практиками. И давно планировала поездку в Абхазию в ретрит-тур. На следующий день после ее отъезда я приехала в квартиру пораньше встретить покупателей. Захожу и вижу, что через всю квартиру огромная мокрая полоса - затопили соседи сверху. Через 15 минут должны прийти клиенты – и такой пассаж.

Показ я не стала отменять. Естественно, людей мокрая полоса смутила, отпугнула. У соседей, как потом выяснилось, образовалась щель между стеной и полом. Здание ведь не первой свежести. И когда у них лопнула труба, то вся вода прямиком хлынула в эту щель к нам на потолок.

Понятно, что показывать «подмоченную» квартиру нельзя. Нужен ремонт. Откуда взять деньги? Конечно, соседи должны компенсировать затраты. Я приглашаю их в нашу квартиру. Также приглашаю представителя управляющей компании. Но сколько могут заплатить люди, которые живут в малосемейке? Мы долго обсуждали сумму ущерба. Сошлись на 20 тысячах. Это только купить материал. Хозяйка еще небольшую сумму перечисляет, и я начинаю делать ремонт: просушиваем потолок, обрабатываем антиплесенью и делаем подвесные потолки. Квартиру привели в порядок. И начинаем продавать дальше.

Испытание авансом

Квартира, как и прежде, пользуется популярностью. И вот ее решают приобрести муж и жена. Они приезжали даже два раза смотреть. Единственный нюанс – они не готовы вносить аванс за эту квартиру. С их слов, лишних денег нет, но есть одобренная ипотека Сбербанка.

Видимо, мне на тот момент так хотелось уже продать квартиру, что я соглашаюсь на такую схему. Себя успокоила тем, что для одобрения объекта банком покупателям надо только «догрузить» документы в личный кабинет, они получат деньги и расплатятся с нами полностью. И для меня этот случай стал уроком на всю жизнь – никогда не работать с покупателями, которые не вносят аванс.

Мы приходим на сделку к нотариусу. И прямо перед кабинетом покупатели ставят нас перед фактом, что они хотят купить квартиру не только без аванса, но еще и без первого взноса. «Просто напишите нам расписку, что мы первоначальный взнос вам оплатили», - заявили они. Выглядело это предложение как схема с завышением цены.

Мы обсуждаем ситуацию с клиенткой. Она хотела не просто продать квартиру в малосемейке, а на эти деньги (плюс ипотека) купить в малоэтажном комплексе у леса двухкомнатную. Бронь у застройщика стояла давно, и срок подходил к концу. И планировка в этой квартире была единственная во всем доме – лоджия на кухне, а не в спальне. И если мы сейчас не успеваем купить, то все усилия просто зря.

Короче говоря, клиентка принимает решение, что она готова написать расписку о получении несуществующих денег, но тогда нужна обратная расписка от покупателей. И дальше происходит странное: покупатели отказываются дать такую расписку. К нотариусу идти было уже незачем.

Испытание жадностью

До окончания брони оставалось две недели. Но вот появилась еще одна покупательница. Это была женщина средних лет. Она осматривает квартиру, все ей нравится. Она пришла с сантиметровой лентой, обмеривает стены, прикидывает, куда она поставит свою мебель. Принимаем от нее аванс. Она попросила торг в 200 тысяч. Мы были заинтересованы в покупателе – и уступили.

За день до сделки она просит встретиться всем вместе еще раз. На встрече в офисе покупательница достает лист формата А4, на котором написала список недостатков квартиры. И на этом основании просит снизить цену еще на 200 тысяч.

Но дело в том, что мадам написала несуществующие недостатки квартиры. Например, она утверждала, что сантехника старая, ржавая. А сантехника была абсолютно новая, некоторые части даже в полиэтилене и с этикетками. Покупательница заявляла, что обои старые и потертые, а они свежепокленные, и у клиентки даже рулон оставался.

Мне стало обидно за мою клиентку. Она сидела молча и слушала эти выдуманные претензии. Я просто увидела ее глаза в этот момент, и говорю: «Извините, но мы вам продавать квартиру не будем. При таком раскладе мы не то что не уступим в цене, а отдаем аванс и прощаемся». На тот момент у меня остается неделя до окончания брони. Но так стало обидно за хорошего человека из-за непорядочности другого. И еще я была почему-то уверена в тот момент, что покупателя мы найдем.

Испытание справкой, опекой, нотариусом и бронью

Через три дня чудесным образом находится покупатель – многодетная мать. Старшая девочка у нее была уже взрослой, училась. Ей подыскивали такое жилье, чтобы можно было задействовать еще и материнский капитал. А в 2019 году маткапитал перечисляли в течение 30 дней. И не каждый продавец соглашался ждать. Однако наша квартира нашла своего покупателя. Дело было за малым – получить разрешение опеки и найти нотариуса.

Опека была Верх-Исетская. У нее репутация самого жесткого подразделения в городе. И мы прямо молились, чтобы все прошло хорошо. Там у нас проверили документы, сказали, что все хорошо. Но приходите завтра. Почему? А потому что нужны копии этих документов, а они услуги копирования не оказывают. А я накануне на всякий случай откопировала каждый лист. «Нет, нам надо сегодня получить разрешение. Вот копии», – это была наша маленькая удача. Мы выиграли целый день.

У покупательницы своя история. Она была замужем, но муж ее детям не отец. Тем не менее, он вкладывал свои деньги в квартиру для старшей дочери. Кроме того, покупательница хотела использовать маткапитал. И нужно было зарегистрировать в праве собственности аж 5 долей. Столкнулись с тем, что нотариусы отказывали в регистрации. Говорили, сначала оформляйте квартиру на маму, а потом распределяйте доли. Но это допрасходы для семьи, где каждая копейка на счету. И время, которого уже почти не было. Здравого нотариуса нашел муж покупательницы через знакомых.

Но к этому времени заканчивался срок одобрения уже нашей ипотеки. И моей клиентке нужно было в очередной раз обновлять пакет документов. Она работала в маленькой частной компании. И когда в третий раз ей пришлось идти к работодателю за справкой по форме банка, директор наотрез отказалась ее писать. Ни уговоры, ни мольбы, ни тот факт, что она уже несколько раз эту справку писала - ничего не помогало. Нет и все – боюсь налоговую. Поговорить с работодателем решаю я. Приезжаю в офис, нахожу слова для директора – справка на руках. Получаем очередное положительное решение от банка и ждем первоначальный взнос от Пенсионного фонда. У нас оставалось два дня до регистрации сделки. И сутки до окончания брони квартиры у застройщика.

Вечером раздается звонок. Мужчина представляется руководителем офиса продаж: «Вы извините, но у нас пришел покупатель с живыми деньгами, а вы слишком долго держите бронь. Мы отдаем вашу квартиру ему». И в этот момент можно было закрывать занавес.

Что было дальше?

Настроение на нуле. Поставили с клиенткой в бронь другую квартиру. Назначили время, когда мы придем в офис застройщика подписать договор ДДУ.

На следующий день пришли деньги от Пенсионного фонда, которые нам были так нужны вчера. И я предлагаю клиентке отложить все дела и прогуляться до офиса застройщика – просто поговорить. Нас в офисе уже все знают. И всю нашу историю с бесконечным продлением брони. Приехали, спрашиваем, какая судьба у квартиры, на которую мы бронь делали? Продана или нет?

Менеджер отвечает, что она в брони, но еще не купили. И у меня появляется надежда. Подхожу к менеджеру и по-человечески прошу: «Можете позвонить этому человеку, который забронировал, и поговорить. Возможно, она ему не так нужна, как нам». И менеджер в просьбе не отказала.

Она звонит и очень дипломатично спрашивает: «Иван Иванович, вы тут у нас на втором этаже квартиру забронировали, а мы вам хотим предложить вариант этажом выше. Что скажете?» Тот отвечает: «Без проблем».

Ура! Есть справедливость на свете. Покупаем ту квартиру, которую хотели. Правда, на 100 тысяч дороже – за почти 9 месяцев брони застройщик поднял цены.

* * *

Казалось бы, ну что такое профессия риэлтора? Это работа с недвижимостью. Но на самом деле – с людьми. Когда мы наконец-то купили ту самую квартиру, ради которой столько боролись, клиентка пригласила меня на новоселье. Говорит, что эта квартира досталась ей такой ценой, что она любит ее еще больше. Живет, счастлива и довольна.

Эта история мне запомнилась тем, что она была сложная не по механизмам проведения: опека, материнский капитал, ипотека, бронь, – а эмоционально. Нужно было проявить выдержку, терпение, не поддаться унынию. Эта сделка очень закалила меня как специалиста. Даже те качества, о которых я не знала, что они во мне есть, эта сделка проявила.

После той истории из той малосемейки я переселила еще 5 человек. Клиентка рассказала своим соседям про меня. Все живут в новостройках теперь. Общаемся до сих пор – все как родные.

Ранее по теме:

comments powered by HyperComments
Прямая линия:

Новости рынка недвижимости