Октябрь: состояние равновесия
Уральская Палата недвижимости зафиксировала в октябре ажиотажный спрос на жилье. Однако многие риэлторы называют ситуацию на рынке равновесием. А в некоторых агентствах даже зафиксировали снижение количества сделок в октябре по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Правда, объясняется это не падением покупательского спроса, а сбоями в работе органов госрегистрации.
Ралли цен
В октябре цены на жилье в Екатеринбурге выросли на 0,6%. Таким образом, с начала года квартиры подорожали на 8%. Причем, наибольшим спросом пользовались квартиры на окраинах Екатеринбурга – там аналитиками УПН была зафиксирована наибольшая динамика цен. Согласно еженедельному обзору Уральской палаты недвижимости, цены на квартиры в Пышме, Палкино, Шабрах, на Изоплите и в районе Семи ключей за последние четыре недели выросли на 2,2%. За текущий год стоимость жилья в этом ценовом поясе увеличилась на 19,7%. Таким образом, минимальная стоимость квадратного метра в самых отдаленных частях Екатеринбурга в октябре составила 50 265 рублей.
График 1. Средняя стоимость квадратного метра жилья в четвертом ценовом поясе Екатеринбурга

В среднем стоимость одного квадрата жилья в Екатеринбурге составляет 69 037 рублей.

Конечно, отложенный спрос никуда не делся. Если кому-то нужно решить жилищный вопрос, жилье приобретают, но скрипя зубами. «Тяжелые объекты», стоимость которых превышает 4 млн рублей, стоят очень долго, полгода – 8 месяцев. В среднем же сейчас, если не нужна срочная продажа, квартира уходит за три месяца».
Еще одна любопытная тенденция – квартиры старого жилого фонда дорожают быстрее новостроек. Так, по подсчетам УПН, за 10 месяцев 2012 года, «брежневки» и «пентагоны» подорожали на 12,7%, хрущевки – на 12, «сталинки» – на 8,6%, тогда как квартиры в новых домах выросли в цене на 4,3%. В Уральской палате недвижимости называют происходящее ажиотажным спросом, о причинах наступления которого трудно судить.

Однокомнатные «хрущевки» и «брежневки» покупают те, кто остро нуждается в собственном жилье. Например, ипотечные покупатели, которые не могут одновременно выплачивать кредит и арендовать жилье в период строительства новостройки. Впрочем, об увеличении этой группы покупателей в последние месяцы говорить не приходится.

Статистика продаж свидетельствует, что интерес покупателей равномерно распределен между старым и новым жилым фондами.

Объем предложения
В октябре количество предложений квартир на вторичном рынке в базе УПН за месяц выросло на 4%. С начала года прирост составил 37%, что в абсолютных значениях равно 1900 новым вариантам. Серьезного перераспределения в базе предложения по квартирам с разным количеством комнат не произошло. Незначительно больше стало однокомнатных и трехкомнатных квартир (0,5% и 0,29% соответственно). Объем предложений двух- и четырехкомнатных квартир сократился (0,66% и 0,13%).
Диаграмма 1. Объем предложения вторичного жилья по сегментам: одно-, двух-, трех- и четырехкомнатные квартиры:
Всего в базе УПН в настоящий момент числится 7200 вариантов. И, по словам экспертов, предложение полностью уравновешено спросом. Объем предложения «вторички» вырос настолько, что у покупателей появилась возможность найти искомый объект. Но о снижении цен говорить еще рано.

Объем предложений на рынке растет, а для некоторых категорий покупателей падает. Например, у ипотечных покупателей выбор сократился вдвое. Многие владельцы жилья не могут получить кадастровый паспорт на объект, который покупателю необходимо предоставить в банк для одобрения объекта. Дело в том, что из-за передачи документации из Кадастровой палаты в Управление Росреестра информация о части объектов была утеряна. В Россреестре говорят, что не могут выдать кадастровый паспорт на каждый третий объект. А риэлторы сообщили, что с отказом в выдаче этого документа они сталкиваются в каждом втором случае.

Впечатления о рынке октября
По словам риэлторов, в целом, активность покупателей осталась на прежнем уровне. Количество сделок в октябре сравнимо с итогами предыдущих месяцев работы.

Впрочем, в некоторых компаниях был зафиксирован небольшой спад активности покупателей.
