На Метре реклама - только нормальная. Никакого шок-контента.
Помогайте независимому ресурсу, как он помогает вам. Удачи!
Новостройки Котт. посёлки Объявления Динамика цен и сделок

Михаил Вяткин: «Нас постоянно обвиняют в том, что мы – негодяи и коррупционеры, все продали и все застроили»

  • 1.6.2014
  • 2318

О том, как оценивает сложившуюся застройку в столице Урала, какой видит строительный потенциал, и каким себе представляет город в будущем – в интервью порталу metrtv.ru рассказал главный архитектор Екатеринбурга Михаил Вяткин.

 
© фото: ekburg.ru

— Михаил Борисович, зарубежные архитекторы ставят Екатеринбургу в укор отсутствие национального колорита в застройке города. Вы согласны с этим утверждением?

— К сожалению, у нас в городе нет другого такого достижения, как конструктивизм начала XX века. Сегодня мы идем за Западом. Берем существующие примеры осознанно или бездумно. Небоскреб в Дубаи – мы можем построить у себя не хуже. А зачем? Я уже давно говорю: хватит нам стекла, давайте уже что-то свое применять! Сегодня мы уже говорим, что надо переходить к каким-то традиционным материалам. Но свой стиль, уральский, пока не наработан. Должно родиться какое-то совершенно новое архитектурное течение, вроде конструктивизма, где мы будем пионерами. Но пока не родился тот архитектор, который положит начало новому архитектурному стилю.

— Несмотря на то, что стиль еще не выработан, на окраинах города ведется активное строительство новых жилых микрорайонов. Это и Солнечный», и «Патрушихинские пруды», и «Компрессорный», и «Северная корона»... Какими должны быть новые районы города, на Ваш взгляд?

— Главное, они должны быть комфортные для проживания. В моем понимании это значит, что там должно быть помимо самого жилья, построенного в соответствии со всеми нормативами, вся инфраструктура. Хорошая инженерия, благоустройство, детские сады, рассчитанные на всех, школы, больницы. Сегодня мы любой градостроительный проект рассматриваем именно с точки зрения обеспечения социальной инфраструктурой.

— То есть основное внимание сегодня приковано к инфраструктуре, а не архитектуре?

— Не совсем так. Как раз сейчас я продвигаю идею – в градостроительные проекты должны включаться не только требования по этажности, параметрам плотности застройки, но и разработка дизайн-проектов среды. На каждый район надо разрабатывать свой дизайн-проект, который бы касался не только покраски фасадов здания, но и благоустройства, которое бы включало в себя освещение, малые архитектурные формы, скамейки, урны, игровые площадки. Нельзя все сделать одинаковым. Пусть каждый район будет самобытным, узнаваемым.

— Когда планируется обязать застройщиков предъявлять эти дизайн-проекты?

— Все начнется в этом году. Но это не так просто, мы не можем просто сказать, что мы хотим это сделать, сначала Дума должна утвердить эти изменения.

— Как вы считаете, как в целом должна измениться застройка Екатеринбурга в будущем? И есть ли у города нечто такое, от чего в перспективе следует принципиально отказаться?

— Принципиально отказываться я не стал бы ни от чего.

Сложилось определенное противоречие между плановыми направлениями и тем, как развивается город. А он развивается в определенной степени стихийно. Когда вы спрашиваете, каким будет город через 5-10 лет, я боюсь загадывать. Я не знаю. Сегодня основной движущей силой выступают инвесторы, а не мы. Мы их только немножко подправляем, осаживаем. Вся застройка идет за счет них, у нас в бюджете нет денег на то, чтобы развивать что-то. Нас много ругают за уплотнительную застройку, но это все решает инвестор. Мы лишь пытаемся где-то сдержать или подправить.

Ну, а каким будет Екатеринбург… То что город будет расти вверх – это вне всякого сомнения.

— А насколько, Вы считаете, Екатеринбург вырастет вверх?

— Я думаю, что тот потолок, которого мы сегодня достигли (я не говорю сейчас про «Высоцкий»), это уровень общемирового тренда. Выше только Дубай, это – третий уровень, это исключительный, а потому непоказательный пример. А вот здание высотой 100 с лишним метров – это нормальная структура, такие здания у нас будут появляться.

Нужно научиться сочетать два уровня – нижний и верхний. В нижнем уровне нужно научиться сохранять и объекты культурного наследия, которых у нас, кстати, больше, чем в Париже, и ту среду, к которой мы привыкли. А то ведь как получается – девелопер строит высотку, все сносит, и начинается эта конфронтация. А ведь можно оставить все эти маленькие здания там, внизу, а новую застройку вплетать органично. Я думаю, за этим будущее, потому что мы все время входим в клинч с населением. Нас постоянно обвиняют в том, что мы – негодяи и коррупционеры, все продали и все застроили.

— По вашему прогнозу, ввысь будут расти объекты только коммерческого назначения или жилые дома тоже?

— 25 этажей/75 метров – этот тот потолок для жилой застройки, который не требует дополнительных согласований с Москвой. 100 метров и чуть выше – для общественных зданий. Если нормативы позволят как-то экономичнее проходить согласования при пересечении планки в 75 метров (пожаротушение, эвакуация и прочее), тогда жилье будет расти в высоту.

— А вы, как архитектор Екатеринбурга и житель города, приветствуете такие изменения?

— Я сам живу на 22 этаже, и мне очень нравится. Встаю и вижу весь город.

— Екатеринбург будет расти в высоту. А будет ли город продолжать расти вширь?

— Будет, Екатеринбург – компактный город. Но мы уже добились, что территория города не 40 тысяч га, а 114 тысяч га. Те леса, которые нас окружают, будут включаться в застройку. Кроме того, так называемый «Горнощитский луч», в сторону Полевского, все эти сельхоз. земли застраиваются индивидуальными домами и таунхаусами. Мы сейчас пытаемся организовать ту стихийную застройку, которая началась. Там сотни гектаров. Мы будем развивать застройку в Медном, где будет построено около 1,5 млн метров жилья. Будем развивать Истокский, с которым, как известно, связаны скандалы. Мы вроде бы, наконец, нашли точки взаимопонимания, и этот район начинает развиваться. Таким образом, и Восток, и Запад будут развиваться.

— Помимо ухода вширь, существует способ другой способ застройки города –расселение ветхого жилья. Планируется ли в ближайшее время проведение аукциона по развитию застроенных территорий?

— Инвесторы поняли: идти на периферию, которую город и область полностью не могут обеспечить всей инфраструктурой, сложно. Они начали осваивать территории, занятые частным сектором. По этому пути идут «Эфес», «Атомстройкомплекс», которые покупают эти частные дома, потом оформляют на себя землю и обращаются за разработкой граддокументации, чтобы им поменяли зонирование Ж2 (индивидуальная застройка) на Ж5 (многоквартирную застройку).

Сегодня мы подготовили три площадки. Одна из них находится на Ботанической (Гагарина-Ботаническая), другая – на Эльмаше (в районе улицы Ползунова). Они точно выйдут на аукцион в текущем году. До конца года будет выставлено еще несколько площадок.

— По словам девелоперов, с расселением ветхого жилья работать сложнее, чем, например, со строительством жилья на территории промпредприятий. Участок во втором случае может быть дороже, зато правила игры – понятнее. Уже известно о планах по строительству жилья на месте ЕМЗ, ОЦМ, цеха №6 завода Бетфор. Будут ли в ближайшие годы новые примеры строительства жилья на территории промпредприятий?

— С этой точки зрения мы сейчас рассматриваем район Завокзальный. Это будет огромный район между проспектом Космонавтов и, практически, железной дорогой. Это огромная территория, где располагаются различные базы и предприятия.

— В комитете промышленной политики и развития предпринимательства администрации Екатеринбурга говорят, что в планах по выносу производственных мощностей за пределы города эти предприятия не значатся. Согласны ли все эти компании в добровольном порядке переехать?

— Они не готовы. Это мы решили изменить ситуацию в этом районе. Во-первых, из-за близкого расположения этой территории к центру города. Во-вторых, железная дорога меняет свои пути. Раньше все шло через станцию «Свердловск Пассажирский». Но сегодня железная дорога отказывается от транзита грузового транспорта через центр города, теперь все делается через Северный обход. По этому пути пойдут все грузовые составы. Мы предложили: если так повезло, что тут обрезали все пути, давайте все базы уберем, в том числе эту пресловутую четвертую базу (ООО «Продовольственная база №4», - прим. ред). Зачем нам этот завод «Пепси»? Он эту отраву делает прямо в центре города. Завод «Пласт-Полимер» сам обратился к администрации города. Он уже вынес все производство и хотел бы построить что-либо на этой территории. Это все подвигло нас к тому, чтобы разработать всю эту территории под жилую и общественную застройку. Такую концепцию мы уже подготовили, мы вынесем ее на утверждение Александру Анатольевичу Якобу. После этого сделаем достоянием гласности, сообщим об этом всем собственникам этих территорий с тем, чтобы они понимали, что можно продать предприятие или участвовать в строительстве нового жилья.

— Сколько квадратных метров жилья можно построить на этой территории?

— Такие цифры мы еще не просчитывали. Но думаю, что там возможно построить не меньше 2 млн квадратных метров жилья. В новом районе смогут проживать порядка 50 тысяч человек. Кроме того, там планируется строительство наукоемких предприятий, чтобы Завокзальный не превратился в очередной «спальный» район.

Новости рынка недвижимости