На Метре реклама - только нормальная. Никакого шок-контента.
Помогайте независимому ресурсу, как он помогает вам. Удачи!

Родня без связей, или борьба за наследство по законам гордости

  • 29.3.2023
  • 1166

Я знаю одну семью достаточно близко. И как риэлтор была посвящена в подробности одной истории. Она все еще не закончена – мы в суде. Новые фигуранты дела – чиновники.

Елена Бояринцева, специалист по недвижимости Центра недвижимости «МАН»

Обратился ко мне мой знакомый с просьбой решить вопрос его мамы. Около 20 лет назад она получила в наследство долю – одну вторую – в однокомнатной квартире. Много лет они с мужем жили в этой квартире, но во время пандемии перебрались за город, в квартиру стали приезжать только в выходные. А сейчас и вовсе решили продать свою долю.

Ну ок, а где второй собственник? – А мы не знаем.

С этого момента начинался рассказ о семейной драме. Когда-то в советское время бабушка и дедушка получили квартиру от государства. У них были две дочери. Девочки выросли, а в России принято было помогать детям, даже совершеннолетним. Особенно с жильем. Дедушка и бабушка разменяли свою квартиру на две. В одной сами доживали, а вторую отдали старшей дочери.

Прошли годы, младшая вышла замуж, родители состарились. После смерти отца младшая дочь продолжала ухаживать за своей мамой. Всем родственникам было понятно, что квартира мамы останется младшей. И вот пришел тот день, когда ей нужно было написать заявление о принятии наследства. Она приходит к нотариусу и узнает, что на эту квартиру претендует также и ее старшая сестра, которая уже успела написать заявление.

Собственник-фантом

Все родственники прекрасно знали историю появления этих квартир, про договоренности. И, конечно, появились вопросы к старшей сестре: что ты делаешь - тебе родители еще при своей жизни уже подарили одну квартиру?

Странное поведение старшей сестры был непонятно никому. Сначала с ней пытались поговорить, предложить денег. Ничего не помогло, она ни с кем не вступала в переговоры, при этом не оформляла наследство, но и заявление тоже не забирала.

Все, что может сделать нотариус для моей клиентки, – оформить долю, потому что есть еще один заявитель, который реализовал свое право. И пока он не откажется от этого права, оно за ним будет закреплено. Так вторая половина квартиры и «висит» в Росреестре. Считается, что как только старшая сестра подала заявление, она уже реализовала свое право. А оформить его она может потом.

И кого же нам извещать о продаже? В Росреестре информации нет, в БТИ нет. А сделка с долями – это нотариальная сделка. Прихожу к нотариусу. Нотариус дает хитрый отказ. Говорит – идите к другому. И так все нотариусы. Они не хотят брать на себя риски оспаривания сделки, хотя и напрямую они не отказывают.

Ну хорошо, если рядовые нотариусы отказывают, тогда нужно писать заявление в Нотариальную палату. И благо у палаты есть свои собственные архивы – они мне ответили, что вот такая-то реализовала свое право и подала заявление. Значит, де-юре мы считаем, что это ее нужно извещать о продаже доли.

Я начинаю своими методами разыскивать адрес старшей сестры. Родственники не знают, где она – они 20 лет не общались. Я выяснила, где женщина проживала, и еду туда. Адрес был у меня неточный, поэтому пришлось опрашивать соседей. Сейчас соседи живут очень закрыто, часто даже не знают, кто живет за стеной. Мне повезло. На шестой или седьмой квартире я попала на старушку лет 80-ти, которая всю жизнь прожила в этом доме. Она-то мне и рассказала, что старшая сестра жила здесь много лет, а год назад умерла.

Гордость и предубеждение

Мой клиент вначале обратился ко мне как к юристу: «Послушай, такая ситуация. Это вообще разрешимо?» Я дала совет – общайтесь. Много времени прошло, меняются люди, меняются жизненные обстоятельства. А он ответил: «Нет, 20 лет не общаемся и не будем». Позже, когда стало известно, что сестра умерла, мы сопоставили сроки его первой консультации, и стало понятно, что в то время она еще была жива и можно было найти контакт. Но…

Выясняю подробности дальше. Оказалось, что старшая сестра в свое время родила дочь, которая тоже умерла. Оказалось, что у обеих были психические заболевания. И видимо смерть родителей послужила толчком к развитию каких-то процессов. Отсюда и этот поступок с заявлением, и закрытие от всех родственников. И дальше она была асоциальна. Соседи рассказали, что женщина зимой и летом ходила в шубе, а дочь не выпускала на улицу. И когда умерла, дочь тоже нашли мертвой с признаками насильственной смерти.

На сегодняшний день квартира умершей сестры опечатана, и видимо начата процедура вымороченного имущества. Я своим клиентам объяснила, что они могут вступить в наследство по квартире сестры, потому что за давностью лет не были в курсе, что она умерла. Но семья сказала НЕТ, такого наследства им не нужно. Не хотят они также принимать в наследство одну вторую доли в квартире матери.

«Мы имеем моральное право на квартиру родителей, а она нет. От нее ни копейки никогда не поступало». Я объясняю, что перед умершей никаких моральных обязательств у них нет, и при этом единственный живой родственник – это ее младшая сестра, сегодня уже в почтенном возрасте, и она никак не причастна к ее смерти. Но семья категорически против наследования.

В итоге я сейчас выхожу в суд, и формулирую требования именно по признанию за давностью владения. Пойти по простому пути принятия наследства клиенты отказались. А квартиры сестры уйдет в вымороченное имущество. Но если администрация заберет квартиру умершей, то может это сделать и с долей в квартире моего клиента.

* * *
Администрация города заинтересована в вымороченном имуществе. Если мы не заявляем права как наследники, а только права за давностью владения, то мы должны это факт доказать, а чиновники ничего доказывать не должны. Они просто получат эту долю.

Я в судебной системе с 2001 года, и нагляделась разного. Я не люблю прогнозы по судебным решениям. Мы когда разговаривали на семейном совете, я озвучила риски и судебную практику – клиенты приняли для себя решение рисковать. В целом, это жизнеспособная стратегия, чтобы получить половину доли. На предварительном заседании будет понятно настроение всех сторон. Может быть, мэрия не будет особо сражаться. Тогда у нас будет второе формальное заседание и на этом все.

P.S. Администрация все-таки подала встречный иск о признании собственностью муниципалитета одной второй доли в квартире клиентов. Ждём судебное заседание.

Ранее по теме:

Новости рынка недвижимости