На Метре реклама - только нормальная. Никакого шок-контента.
Помогайте независимому ресурсу, как он помогает вам. Удачи!
Новостройки Котт. посёлки Объявления Динамика цен и сделок

Как мать лишила жилья своих детей, или Отец против бабушки из прокуратуры

  • 17.2.2023
  • 1657

Причина, по которой обращаются к агенту по недвижимости, может быть любая, даже загадочная. На консультацию пришел мужчина с просьбой помочь выяснить, что происходит с недвижимостью дочери. С некоторого времени с карточки девушки стали списывать деньги, хотя она в той квартире не проживает, а коммунальные расходы должна оплачивать ее мать. Мы начали распутывать этот клубок, и оказалось, что собственниками доли в квартире являются два никому неизвестных ребенка.

Елена Бояринцева, специалист по недвижимости Центра недвижимости «МАН»

Когда-то жила-была семья: двое детей и супруги. Так случилось, что брак дал трещину. Жена стала злоупотреблять спиртным, и муж подал на развод.

От родителей супруге досталась неприватизированная квартира. Семья жила там, но после развода муж из квартиры выехал. Между тем, пагубная привычка жены все чаще заставляла детей приезжать к отцу. В конце концов бывший супруг окончательно забрал детей к себе и по мере сил и возможностей каждому из них помогает в жизни.

Дочь выросла, поступила в медицинский колледж, окончила его и уехала жить в другой город. Она прекрасно помнила, из-за чего родители развелись и почему им с братом пришлось переехать к отцу, который к тому времени женился во второй раз. Младший сын все еще несовершеннолетний. Он был маленьким в период тяжелых супружеских отношений и не помнит ничего плохого, что было связано с его матерью.

А его мама тогда сильно «закладывала» за воротник. И экс-муж стал настаивать на приватизации квартиры на троих: на бывшую жену и детей. Муж понимал, что если женщина, склонная к алкоголизму, приватизирует жилье только на себя, то очень быстро все куда-нибудь денется. А так дети получают по доле в двухкомнатной квартире.

После оформления документов проходит несколько лет. Дети с матерью не контактируют, известий от нее нет. И тут у старшей дочери, уже работающей, с банковской карты за какие-то задолженности начинают списывать приличные суммы денег. Отец догадывается, что с квартирой жены, где собственники также и его дети, что-то случилось. И нужно предпринимать какие-то действия.

Неизвестные собственники

Конечно, сначала нужно было выяснить, что это за задолженности. Оказывается, списание идет на основании судебного приказа. За время проживания в квартире бывшая супруга накопила коммунальные долги. Обращаемся с запросом по сумме, а там воз и маленькая тележка. Около полумиллиона. Ну то есть мадам оплатой вообще не заморачивалась, и просто не платила, пока было можно.

У мужчины ключей от квартиры нет, там никто не проживает. Но даже из коридора подъезда было видно, что квартира просто разгромлена. Где бывшая жена находится, никому не известно, связаться с ней невозможно.

Я делаю запрос и выясняю, что год назад женщина подарила свою долю двум неизвестным несовершеннолетним детям. Таким образом, у нас образовались четыре долевых собственника: два неведомых ребенка, сын клиента и взрослая дочь, у которой списывают деньги за коммунальные долги.

Узнав все эти подробности, мой клиент сказал, что не готов оплатить коммуналку.

– Давай продавать, - говорит он мне.

– Не могу, - отвечаю, - потому что в собственниках какие-то два неизвестных «подсолнечника».

– Давай продавать наши 2/3.

– Тогда придется отдать за бесценок. Но и этот вариант сомнителен, потому что опека не разрешит.

– Давай пытаться.

– Давай.

«Материнская» опека

Первый бой мы приняли в опеке. Приходим на прием, а там говорят – нужно согласие мамы на продажу доли, ведь родительских прав она не лишена. Я отвечаю – мама неизвестно где. Нам предлагают – тогда подавайте на признание умершей или объявляйте в розыск. Я не сдаюсь – а на каком основании, ведь они давно не муж с женой, а чужие люди.

Сошлись на том, что мы с клиентом подадим на мамочку в суд на взыскание алиментов. Схема такая – с судебным приказом идем к приставам, они должны несколько раз сходить на местность, убедиться, что ее дома нет, и объявить ее в розыск. Мы с клиентом полгода ходили вдвоем в райотдел ГУ ФССП, потому что я детям никто, а одному ему с приставами не справиться. Вот вдвоем за ручку и ходили. Ругались, писали жалобы. Дошли до областного управления. И только там нам, наконец, выдали постановление об объявлении в розыск.

Снова приходим в опеку – хотим продать 2/3 доли, мамы нет, она в розыске. А нам говорят – а вы принесите нам согласие от двух неизвестных детей, что они не против продажи ваших долей. А где их искать? – А это не наши проблемы.

«Цветочки» для Минсоцполитики

Начала я поиски с Росреестра – дайте информацию, с кем связываться. Они отвечают – нет, потому что, во-первых, это несовершеннолетние, а во-вторых, речь о персональных данных. В паспортно-визовой службе ровно такой же ответ. И я поехала в Министерство соцполитики.

Разговор с чиновниками сразу не задался. Мне сказали, что нашим решением продать свою долю мы нарушаем права двух «цветочков». А почему это вы решили продавать? А где выгода для детей, им сейчас по 4 и 3 года? А где согласие мамы?

Но я к таким вопросам уже была готова. По поводу мамы мы приложили соответствующие документы. По поводу выгоды, так два «цветочка» коммуналку не платят, она продолжает расти, а списывают долги с девочки, которая единственная работает и никуда не денется.

Но в Минсоцполитики не сдавались. «Так эта девочка потом может предъявить другим несовершеннолетним собственникам иск на оплату, когда те вырастут», – сказали мне чиновники. Я уже серьезно рассердилась: «Это ждать еще 15 лет, когда они вырастут и, может быть, что-то отдадут? А брат девочки через 5 лет станет совершеннолетним, и на него тоже ляжет это бремя коммуналки? А почему не платит мама этих двух цветочков, а пособия и всяческие выплаты из бюджета, наверняка, получает?».

В довершение разговора я написала жалобу на двух листах. И, о чудо, Минсоцполитики сработало молниеносно. Они нашли маму этих двух детей по своим каналам – она действительно получает выплаты. Мне ее контакты не дали, но ей видимо обрисовали всю ситуацию в красках. И буквально на днях мне позвонила бабушка детишек.

Дама с прокуратурой

Бабушка оказалась дамой довольно прыткой по жизни. Оказывается, она взяла маму детей моего клиента как говорится «под крыло», и та в благодарность подарила доли ее внукам. Не берусь судить, какого рода это были взаимоотношения. Для нас важна другая информация. Во-первых, мама, страдающая алкоголизмом, жива. Во-вторых, контакт с опекунами этих цветочков есть. Хотя бы такой.

Разговор, конечно, зашел о коммунальных платежах. Я предложила поделить долги по долям. На что бабушка пригрозила, что она сама юрист и всю жизнь проработала в прокуратуре, и на этом основании долги должен заплатить мой клиент. Она высказала мне, что мой клиент специально допустил, чтобы в квартире отключили газ, свет и воду, и не следил за состоянием квартиры, в которую теперь невозможно зайти. Короче говоря, бабулька явно хотела, чтобы мой клиент оплатил весь их праздник жизни.

Я ей пояснила, что он не в состоянии оплачивать, для него это непосильное бремя. Но бабушка может выкупить доли его детей, и ее внуки станут хозяевами целой квартиры. Бабушка в ответ: «Ой, у меня нет таких денег. Лучше вы у нас выкупайте». Ну, что ж, договорились, что продавать квартиру будем целиком.

Но с бабушкой проблема. Она хочет получить деньги за 1/3 доли по кадастровой стоимости, а она близка к рыночной. Насколько бабушка будет готова к дисконтам для покупателя, большой вопрос. Но в любом случае этот клубок лучше разорвать сейчас.

По ходу пьесы мне также пришлось познакомиться с ребятами из управляющей компании, когда я подавала заявление на перерасчет. И они обо мне знают то, что я ношу кучу непонятных и ненужных им документов, и усложняю им жизнь. С долгами я вижу ситуацию так – я бы оставила сумму с пенями до момента продажи, и продавала бы с долгами. А потом в судебном порядке эту сумму уже и подчистили бы, то есть списали пени, которые составляют половину долга.

Скорее всего, будет интересный маневр. Нам нужно срочно искать адекватного покупателя, который не побоится долгов. Точнее не будет требовать при покупке погашения этих долгов сейчас, но будет рассчитывать на существенный дисконт. И после того, как мы квартиру продадим, начнем решать вопрос с долгами в суде.

Ну и вишенка, исходя из разговора с дамой, которая всю жизнь в прокуратуре, но непонятно кем проработала. Если будем продавать всю квартиру, мне бонусом придется контролировать приобретение двум пупсикам взамен какое-то недвижимое имущество. И это все помимо того, что я буду подыскивать комнату своему клиенту.

 

* * *

 

Клиент настроен по-боевому, чтобы от этих «бабушкиных цветочков» избавиться. Эта ситуация разрывает его изнутри. Мало того, что мать бросила двоих детей, и он самостоятельно их растит, так еще и этот геморрой с коммуналкой и неизвестными «цветочками». Он и пользоваться квартирой не имеет права, и продать не может. Это же несправедливо.

Нам необходимо найти мать-пьяницу, и она должна дать разрешение на продажу. Если она скажет «Нет!», то мы не сможем продать долю мальчика до его совершеннолетия. Тогда надо будет подавать на лишение ее родительских прав.

По разделу коммунальных платежей с бабушкой пока ни к чему не пришли. Устно вроде бы договорились, но та сторона отказывается подписывать соглашение. Правда, доступ к квартире обеспечили, и мы начали показывать квартиру покупателям. В общем, я уверена, что продажа в итоге будет.

Ранее по теме:

Новости рынка недвижимости